Шотландия
Шотландия

Шотландские танцы

Основные виды Шотландских танцев:

1) Шотландские бальные танцы (Scottish country dancing) — Шотландские бальные танцы, более простые, чем Highland Dancing, по технике.
2) «Кейли» (Céilidh) — Самые простые танцы для вечеринок.
3) «Хайланд» (Highland) — Сольные танцы, зарождались как мужские, но к нынешнему моменту ставшие универсальными. Основное внимание уделяется работе ног, часто этот вид танцев сравнивают с балетом.
4) «Кейп-Бретон степ» (Cape Breton Step) — шотландский степ, исполняемый как мужчинами, так и женщинами в качестве сольных танцев на праздниках и вечеринках.
5) «Ледис степ» (Ladies’ Step) — сольные женские танцы.

Шотландские бальные танцы

Шотландские бальные танцы
Шотландские бальные танцы
Это шотландские бальные танцы. Танцуются обычно в "сетах" (от англ. set) из 4 пар, стоящих друг за другом (хотя возможны варианты). Танец состоит из фигур (обычно, соответствующих 2, 4 или 8 тактам музыки), которые следуют одна за другой, а пары перемещаются в процессе по сету.

Существует довольно много версий происхождения названия данного вида танцев. Иногда этот вид танцев ошибочно причисляют к народным. Большинство специалистов сходятся во мнении, что термин Country Dancing произошел от французского контр-данс (т.е. танец, в котором партнеры находятся друг напротив друга). Основными темпами музыки являются рил [reel], джиг [jig] и страспей [strathspey].

При наличии минимальных базовых знаний основных шагов и фигур являются несложными в большинстве своем. Однако, во время танца необходимо внимательно относиться к происходящему и "не спать" в сете, поскольку исполнение фигур может потребовать участия пары в любой момент. В скоттиш кантри существует определенный этикет, который подразумевает, что все танцующие должны с уважением и вниманием относиться к своим партнерам как в паре, так в сете.

Scottish country Dances - это не соревновательный вид танцев. Если кто-то утверждает, что он является профессионалом в данных танцах - это заведомая ложь. В отличие от Highland dancing, скоттиш кантри - это скорее форма общения единомышленников. Их главная ценность заключается в том, что удовольствие можно получать уже с первых занятий. Естественно, чем выше мастерство танцора, тем больше удовольствия получается в процессе танца.

Но при этом очень важно не забывать об общении. Ведь танец это всегда нечто большее, чем набор движений под музыку. К сожалению, об этом часто забывают. Очень хочется, чтобы по всей России у людей была возможность собираться вместе и танцевать шотландские танцы. Потому что они приносят радость, повышают настроение, способствуют развитию навыков общения.

Кейли

Кейли
Кейли
Общий термин для обозначения традиционных групповых танцев в Ирландии и Шотландии, а также в более широком смысле — музыки для этих танцев и вечеринок, на которых танцуются эти танцы.

Изначальное значение слова Кейли — праздник, вечеринка. Это значание сохранилось и в шотландском и в ирландском языке, но в более узком смысле используется в обоих языках для обозначения определённого вида танцев. И в Ирландии и в Шотландии это социальные танцы, то есть танцы — общение для некоторого количества танцоров: пары, сета (группы от 4-х до 16-ти человек) или построений из большого количества человек.

В Ирландии и Шотландии танцы для кейли-вечеринок развивались независимо, и в результате сейчас под кейли-танцами в Ирландии и Шотландии подразумеваются совсем разные танцы. Различия наблюдаются как в технике исполнения, так и в рисунках танцев, в их сложности и требованиях к подготовленности танцора. В Шотландии кейли ближе к изначальному смыслу слова — танцев для праздников, так как являются самыми простыми из шотландских танцев. В Ирландии старое значение слова было деформировано деятельностью Гэльской Лиги, которая в рамках возрождения ирландской культуры отобрала 30 народных фигурных танцев, объявила только их истинно ирландскими и запретила танцевать остальные как недостаточно ирландские. В результате сейчас в Ирландии под танцами кейли подразумевают обычно только 30 танцев, описанных в книге «Ár Rinncide Foirne», а также фигурные танцы, похожие по стилю, исполняемые на соревнованиях по ирландским танцам. Эти танцы требуют большей подготовленности танцора, чем шотландские кейли.

Шотландские Кейли

Название происходит от шотландского «ceilidh» — праздник. Это вид танцев, который всегда танцевался на праздниках в деревнях и пабах. Так как такие общедеревенские события были еще и неформальными способами оценить будущих женихов и невест, то и танцы такие в большинстве своем парные. Часто даже парные танцы танцуются со сменой партнеров, чтобы каждый участник мог потанцевать со всеми партнерами, никому не обещая танец отдельно. К кейли относятся: польки, вальсы, тустепы и тристепы.

Полька — быстрый парный танец. Его размер — 2/4. Польки отличаются заводным характером, весельем и некоторой беспорядочностью. Существует особый вид длинных полек — польки «на выживание» или «сумасшедшие» польки (от англ. «crazy polka»). Это маленькое соревнование между музыкантами и танцорами — кто дольше продержится. Чаще всего это последний танец вечеринки.

Вальс — медленный парный танец. Его отличает горделивость и плавность движений. Этот танец на протяжении нескольких веков считался самым интимным. Размер вальса — 3/4. Изначально вальсы были только бальными танцами, но из-за возросшей популярности их стали танцевать даже на простых деревенских праздниках.

Тустеп и тристеп (от англ. «two step» и «three step» соответственно) — несложные танцы, похожие на польку. Могут содержать в себе полечные элементы, например, кружение. Размер такой же, как у польки — 2/4. Множество тустепов были написаны в 20х гг. XX в. в Америке в эпоху расцвета джаз бэндов.

Хайланд

Один из видов традиционного шотландского танца. Танец строится в основном на прыжках на высоких полупальцах и работе ног; корпус держится всегда прямо; руки участвуют мало и в основном находятся в одной из немногочисленных позиций. Термин highland dancing (англ. «Танцы горцев», далее «хайланд») сейчас обычно используется для обозначения особенного стиля шотландских сольных танцев, которые выделились в течение XIX и XX вв. из соревнований, проводимых в рамках праздников и Горских Игр (от англ. «Highland Games»). Типичной и обязательной чертой этих соревнований был аккомпанемент волынщика. Танцор же обязательно выступал в специальной танцевальной обуви — гилли (от шотл. «ghillies»).

Термин, отчасти вводящий в заблуждение, так как только один вид танца сформировался, собственно, в Высокогорье (от англ. «Scottish Highland»). Хайланд вообще подвергался очень большому влиянию извне, например, очень большое воздействие на танец оказывала городская эстетика, к которой привыкали судьи соревнований и покровители танцоров хайланда в XIX вв.

В наши дни хайланд, который можно увидеть во время Горских Игр, имеет более соревновательную и техничную форму, достигнутую многими часами практики и тренировок в течение нескольких лет. По своим терминам и техническим требованиям к выступлению, хайланд теперь имеет много общего с профессиональным балетом и спортом. Оттуда он позаимствовал большую выносливость и силу ног.

В хайланде, в отличие от бальных танцев, танцоры всегда танцуют на полупальцах. Во многих отношениях, хайланд выделился из сольного степового танца, но пока степовый танец был сосредоточен исключительно на ритме и ударах ногами в жесткой обуви, хайланд начал включать в себя не только комбинации шагов, но и, также, использование всей верхней части тела, рук и движения кистями. Даже при таких условиях он все еще оставался одной из форм степового танца, так как основные элементы хайланда были все также связаны с работой стопы.

Хайланд не может быть отнесен к шотландским бальным танцам, хотя оба вида этих танцев являются как групповыми: танцор взаимодействует с одним партнером или с несколькими; так и фигурными: основной элемент — групповое движение по заданному шаблону, как кадрили. Некоторые хайланд танцы произошли из традиционных групповых танцев, например, «Highland Reel», также известный как «Foursome Reel», в котором четыре танцора чередуют степовые шаги лицом друг к другу с прогрессией фигуры восьми (от англ. Figure of eight). Даже при таких условиях, на соревнованиях участников, танцующих «Highland Reel», судят индивидуально. Большинство же хайланд танцев типа «флинг» (от англ. «fling») являются сольными.

Кейп-Бретон степ

Кейп-Бретон степ Шотландский степ, исполняемый как мужчинами, так и женщинами в качестве сольных танцев на праздниках и вечеринках. Кейп Бретон степ имеет непосредственное отношение к острову Кейп Бретон в заливе Св. Лаврентия, который является частью провинции Канады (Новая Шотландия). Многочисленные шотландцы, говорящие на гэльском языке, в XVIII-XIX вв. эмигрировали на Кейп Бретон, спасаясь от репрессий и экономических трудностей. Вместе с собой они унесли и культуру шотландского степа. К сожалению, в самой Шотландии, где традиции населения гористой местности Шотландии (хайленд) долго и успешно подавлялись английскими властями, степовый танец был практически утерян. В XX-XXI вв. шотландский степ стал возвращаться в Шотландию.