Шотландия
Шотландия

Волынка

Шотландская волынка

Это старинный кельтский инструмент. Представляет собой резервуар из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку (goose), к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки (drones), одна трубка с восемью игровыми отверстиями (chanter) и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. Имеет упрощенную подачу воздуха — через подувную трубку — обеспечивает свободу правой руке.

При игре музыкант (piper) наполняет воздухом резервуар и, нажимая на него локтем левой руки, заставляет звучать бурдонные и игровую трубки, в своею очередь снабженные специальными язычками (тростями), причем в бурдонных трубках используются одинарные, а в игровой трубке двойные трости, изготовленные из камыша.

Большинство волынок оснащены специальным мешком, в котором накапливается определенный объем воздуха. Надувается мешок при помощи вдувника. Чтобы выпустить воздух через чантер (игровую трубку) волынки, достаточно надавить на воздушный мешок. Чантер имеет несколько отверстий, закрывая которые можно получать различное по высоте звучание. Аппликатура волынки во многом напоминает флейту и в зависимости от разновидности бывает открытой, полузакрытой и закрытой.

Наиболее известны волынки из Шотландии (свой современный вид они приобрели в 19 веке). Чантер шотландской волынки имеет восемь отверстий, каждое из которых отвечает за свой музыкальный лад. Главное отличие шотландской от ирландской строевой волынки — наличие двух бурдонов (тенор и бас), тогда как обычно ирландский вариант предполагает только одну бурдонную трубку (тенор).

В Ирландии огромной популярностью пользуются волынки Uilleann pipes, которые звучат тише. Данный вид ирландской волынки не имеет мешка для воздуха и вдувника. Вместо этого смышленые ирландцы приспособили меха для подачи воздуха.

Диапазон инструмента - две октавы, при этом имеет обычно 3-4 бурдона, необходимыми для задания основной тональности.

Для обучения используется практис-чантер.

Так же часто упоминается британская волынка, количество бурдонов которой может достигать пяти. Основное её преимущество — возможность в любой момент перекрывать воздух в чантере, другие же виды волынок звучат до того момента, пока подача воздуха не прекратится самостоятельно.

Виды шотландских волынок и её родственников:

Scottish Highland Bagpipes (Piob-mhor)

Шотландская волынка - самая известная и самая популярная на сегодняшний день. Имеет три бурдона (бас и два тенора), чантер с 8 игровыми отверстиями (9 нот) и трубку для нагнетания воздуха. Строй - от СИ бимоль, но при нотной записи строй Хайленда обозначают как А мажор (для удобства игры с другими инструментами в Америке даже стали выпускать варианты этих волынок в А). Звук у инструмента черезвычайно громкий. Используется в шотландских военных оркестрах “Pipe Bands”

Chamber Pipes

Уменьшенная копия Хайленда.Не громкая, используется для игры в помещении и с другими инструментами

Малая шотландская волынка

Малая шотландская волынкаВ основу малой шотландской волынки (The Scottish smallpipes) легла малая нортумбрийская волынка (the Northumbrian smallpipes). Ее аппликатура идентичная большой шотландской волынке (the Great Highland Bagpipe).

Примечательно, что конец чантера остается открытым; нет клапанов, а в звучании преобладает легато, и реже стаккато, диапазон составляет 9 нот.

Инструмент обычно имеет строй Ля, реже Ре, До, и Си бемоль. Из-за этого чантер звучит на октаву ниже, чем такой же по размеру, но с коническим каналом.

Малая шотландская волынка, как правило, изготавливается без вдувалки так же как и нортумбрийская волынка и бордер (Border pipe). Варианты со вдувалкой тоже возможны, но встречаются реже, т.к. не могут обеспечить хорошее звучание из-за устройства трости.

Чантеры в большинстве случаев делаются без клапанов (встречаются клапаны Соль диез, Фа бекар и До бекар для чантера в Ля), из-за того, что большая часть музыки написана для диапазона 9 нот.

Обычно имеется 3 дрона в общем стоке, которые настраиваю по нижнему Ля чантера в тонику.

Баритон отстраивается в квинту от Ля (в Ми) или на кварту вниз, можно так же перестроить его на тон, бас настраивают на октаву ниже Ля на чантере. Доминантный дрон при игре в Ре может быть выключен или включен.

Многие из волынщиков, играющих на большой шотландской волынке (the Great Highland bagpipes) используют эту волынку в качестве второго инструмента. Похоже, что малая шотландская волынка является результатом обединения принципов нортумбрийской волынки (the Northumbrian smallpipes) и аппликатуры большой шотландской.

Ирландская волынка

Ирландская волынкаСовременный вил ирландской волынки (Uillean pipes) был окончательно сформирован лишь к концу восемнадцатого века. Это одна из самых сложных по всем параметрам волынок. Она имеет чантер с двойной тростью с диапазоном в две октавы. При наличии клапанов на чантере (5 штук) - полной хроматикой. Воздух нагнетается в мешок лягушкой (получается набор Practice set: мешок, чантер и лягушка).

Три дрона Uilleann Pipes вставляются в один сток-коллектор и отстраиваются в октаву относительно друг друга. При включении их специальным клапаном (stop key) дают превосходный богатый количеством обертонов плотный звук. Stop key (выключатель) удобен для выключения или включения дронов в нужный момент игры. Такой набор называется Halfset.

В коллекторе над дронами находятся еще два отверстия, которые в Half set заткнуты обычно пробками. В них вставляются регуляторы тенора и баритона. Басовый регулятор накладывается на коллектор сбоку и имеет свой собственный сток.

Регуляторы в общей сумме имеют 13 - 14 клапанов, которые обычно закрыты. Они звучат только тогда, когда играющий нажимает их во время игры ребром ладони или пальцами в Slow air. Регуляторы похожи на дроны, но, на самом деле, это три видоизмененных чантера имеющих коническое сверление и двойную чантерную трость. Весь инструмент в сборе называется Fullset.

Uilleannpipes уникален тем, что музыкант может извлекать из него до 7-ми звуков одновременно. По своей сложности, многочастности и аристократиности он имеет полное право называться венцом творения волыночной мысли.

Нортумбрийская волынка

Нортумбрийская волынкаБольшие волынки, предназначенные для исполнения на открытом воздухе (например – Great Highland) известны в Европе примерно с 12 века. Использование мехов (лягушек) в сочетании с волынкой зарегистрировано около 1530 г., но только к концу 16 в. появилась настоящая малая волынка (Nortumbrian bagpipes) с цилиндрическим каналом чантера.

Французская версия – мюзет, с цилиндрическими челночными дронами (”shuttle drones”) получила особую известность в кругах аристократии и просуществовала до 1770-х. Волынка из Северной Европы, в Германии известная под многими названиями ( например, hummelschen), сначала надувалась как и обычная - ртом, с лягушкрй стала использоваться примерно со второй половины 17 в. Вариант с 3 отдельными дронами, объединенными в один сток, похоже, послужил прототипом современной Нортумбрийской малой волынки (Northumbrian smallpipes).

Похожие инструменты были известны в Британии, если судить по сохранившемуся упоминанию о них в неопубликованном трактате о музыкальных инструментах, составленном Джеймсом Тальботом примерно в 1694г.

Самые ранние из найденных Нортумбрийских волынок, возраст которых можно было определить, изготовлены в конце 18 в., когда среди высших классов появилась мода на “домашние” музыкальные инструменты, как флажолет или малая арфа (dital harp). Самые ранние делались из слоновой кости с чантером без клапанов. В начале 19 в. на чантере появились дополнительные клапаны (всего 4 или 5). Затем число клапанов увеличилось до 7.

В середине 19 в. малые волынки пережили некоторый упадок, хотя так и не были до конца забыты. Они оставались предметом узкого академического интереса. В 20 в. интерес к ним возродился в кругу фермерских и шахтерских общин Нортумберленда. Внимание к инструменту привлек рост популярности фолка в 60-х.

Biniou koz (biniou bihan)

Бретонская волынка с одним бурдоном , чантером (10 нот) и трубкой для нагнетания воздуха. Названия переводятся как “старая волынка” и “маленькая волынка”. Звук на октаву выше шотландского “Хайленда”, строй в разных областях Бретани варьируется (G#, A, B,C). На Biniou koz традиционно играют в паре с бомбардой.

Biniou bras

Волынка Шотландского типа, появившаяся в Бретани в начале 19 в. Стала популярной только к концу 30-х г.г. когда стала использоваться вместо Biniou koz в паре с бомбардой, а также в Бретонских оркестрах волынщиков “Bagad”, сформировавшихся в 50-х г.г. 20 в.

Veuze

Считается старейшей из Бретонских волынок, была распространена на юго-востоке Бретани и в северной части провинции Вандей. Инструмент с одним бурдоном, возможно родственен галисийской “Gaita”. Играли на нем обычно
вместе с аккордеоном или скрипкой. Вышел из употребления и был возрожден только в середине 70-х г.г. 20 в.

Гайта

ГайтаРазличают три основных вида волынок гайт (Gaita) Галисии:

  • Гайта Tumbal (Roucadora)
    Самая большая гайта и наиболее низкая по тембру,
    строй Си бемоль, строй чантера определяется закрытием всех отверстий для пальцев кроме нижнего под мизинец.
    Имеется два дрона - в октаву и квинту.
  • Гайта Normal (Redonda)
    Это средняя волынка и наиболее часто встречающаяся. Чаще всего имеет один басовый октавный дрон,реже два дрона(второй тенор почти всегда в октаву или доминанту).
    Встречаются экземпляры и с четырьмя дронами бас ,баритон,тенор,сопранино.
    Строй До.
  • Гайта Grileira (Grillera)
    Самая маленькая, изящная и высокая по тембру(традиционно имела один басовый дрон в октаву). Строй Ре.

Волынка

Русский народный язычковый духовой инструмент. Состоит из меха (мешок из желчного пузыря или кожи), в который вставлены: трубка для нагнетания воздуха, мелодическая с игровыми отверстиями и с одинарной тростью, а также бурдоны числом от 1 - 3.

Бурдоны настраиваются в октаву, квинту и кварту по отношению к мелодической трубке. Воздух нагнетается ртом. Является солирующим инструментом и используется в различных ансамблях. “Волынка” - один из древнейших инструментов, на котором играли скоморохи, распространен у многих народов Мира. Имеет различные тембры звучания и названия. В настоящее время русская “Волынка” представляет собой целое семейство инструментов: сопрано, альт, тенор и бас.

Лабанора дуда (Дудмайшис)

Литовская волынка (Labanora Duda). Мех из шкуры животного, реже - желудка. Длина мелодической трубки 200-400 мм, бурдонной (иногда две, состоит из 2 раздвижных колен) - 300 - 1000 мм (настройка квинтой или октавой ниже мелодической), длина вдувной трубки около 200 мм (имеет запирающий клапан). На мелодической трубке находятся 5-8 пальцевых отверстий. Звукоряд диатонический. Пищики из тростника или гусиного пера с одинарным надрезанным язычком. “Лабанора дуда” известна с XVI века. Бытовала до начала XX века среди крестьян, странствующих медвежатников и нищих. Использовалась соло, иногда в ансамбле со скрипкой, цимбалами в инструментальных наигрышах, а также для современных различных песен. Ныне модифицированная “Лабанора дуда” включена в ансамбль народных инструментов.

Мюзет (musette)

МюзетИмела мех из ткани, меха - качалки для нагнетания воздуха (в отличие от французской пастушьей “Корнемюзы”, бытующей и ныне, где воздух нагнетается исполнителем через надувную трубку). Две мелодические трубки ( на основной, игровые отверстия закрывались с помощью клапанов, на дополнительной трубе нет). И особый бурдонный бочонок с несколькими тростями и звуковыми каналами, длина и настройка которых менялись при передвижении пластинок. “Мюзет” сформировался к началу XVII века, употреблялся в XVII - XVIII веках как профессиональный инструмент в камерной и театральной музыке, а также для домашней игры.

Ствири (Гудаствири)

Грузинская волынка без бурдонных трубок с двумя скрепленными мелодическими трубками, с тремя и шестью пальцевыми отверстиями. Звукоряд диатонический. Звук мягкий в терцию, сексту, кварту и квинту, аккомпанируют народным танцем. Возможны и другие варианты волынок.

Торупилль (torupill)

Эстонский народный инструмент типа волынки.

Состоит: мех (из животного пузыря, желудка и шкуры козы), три или пять трубок, из которых одна - для нагнетания воздуха, другая - игровая мелодическая. Одна, две, реже три - бурдонные с небольшим раструбом.

Мелодическая трубка длиной до 300 мм имеет пять или шесть пальцевых отверстий.

Бурдонные трубки длинной до 750 мм состоят из двух различных колен, позволяющие менять высоту звука и настраиваются квинтой или октавой ниже мелодической трубки.

Трости одинарные обычно из тростника. В основном развитие имел в крестьянской среде с 16 века.

Чибони

Чибони

Аджарская волынка. Имеет две тростниковые мелодические трубки и восемь игровых отверстий. На первой трубке исполняется основная мелодия, на второй - подголоски. Резервуаром служит бурдюк. Звукоряд диатонический. Исполнители (только мужчины) играют соло, сопровождают танцы. Распространение имел особенно в горной Аджарии. Родственные инструменты - “Паракапзук”.

Чимпой (chimpoi)

молдавская и румынская волынка. Мех из кожи (бурдюк) козы или овцы. Имеет две трубки: мелодическая с коническим каналом длинной около 200 мм, раструбом из коровьего рога и семь - восемь игровых отверстий, и бурдонная, состоящая из трех раздвижных колен. В трубки вставляются одинарные трости. Звукоряд диатонический. Бурдон настраивается в кварту, квинту или октаву. Применялся как сольный инструмент и ансамблевый. Ныне встречается редко.

Шабр (Шапар)

Чувашская волынка. В резервуар из пузыря быка или коровы вставлены костяная или металлическая трубка для вдувания воздуха и две мелодические (оловянные), укрепленные в общем деревянном ложе. На левой (от исполнителя) трубке 2-3 пальцевых отверстий, а на правой 3-4. В нижней ее части: 3-7 небольших отверстий, закрепленных воском, их протыкают при подстройке стволов. Мелодические трубки заканчиваются раструбом из коровьего рога или бересты. В отверстия внутри резервуара вставлены пищики. Звукоряды диатонический и хроматический. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Шувыр (Шювыр, Шюббер)

Марийские разновидности волынок. В бычий или лошадиный пузырь (диаметр 600-900 мм) вставлены трубки: одна для нагнетания воздуха, а 2 игровые мелодические из птичьих костей или металла (длина 180-300 мм), укрепленные в деревянное ложе и снабжены раструбом из коровьего рога; в их отверстиях внутри пузыря находятся тростниковые пищики. Левая (от исполнителя) трубка имеют два пальцевых отверстия, правая - 4. Звукоряд диатонический. Звук резкий, жужжащий. Обычно исполняют 2-голосные наигрыши, песенные и танцевальные мелодии. Играют (обычно в ансамбле с “Гумыром) мужчины на разных инструментах.

Польская Koza и чешская Duda

У этой волынки цилиндрический чантер с одинарной тростью и басовый бурдон. Они одинаково заканчиваются рогом и латунным раструбом. Одинарные трости представляют собой медный тюбик с жестяным язычком. Воздух нагнетается <лягушкой>, мешок довольно большой, мехом наружу. Строй чаще всего в А

Гайда (Брёлка)

Болгарский, “Гайде” - сербский и хорватский инструмент типа “Волынки” с одинарным язычком тремя мелодическими трубками. Звукоряд диатонический. Диапазон обычно нона. Существуют они высокого строя (а, g, f, e, - первая октава), среднего (d, с,) и низкого малая октава (h, b, a). Название “Гайда” - арабского происхождения. Известна южным славянам с 14 века, ныне распространена в странах Балканского полуострова (Болгария, Югославия, Албания, Греция), а также Чехии, Словакии и Польше. Используется в основном для сопровождения народных танцев. Родственные инструменты - польская, украинская, белорусская, латышская, литовская “Дуда”, “Коза”, португальская “Гайта”.